Е.Ю. ЛОГИНОВА

Заведующая фортепианным отделением СШ № 4 г. Минска с музыкальным уклоном, соискатель кафедры педагогики и психологии Белорусской государственной академии музыки.

  МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

В начале XXI века современное цивилизованное общество вынуждено признать, что оно стоит на пороге экологической катастрофы. Человечество все чаще стало задумываться над путями выживания в достаточно сложных, агрессивных условиях окружающей его среды. Нарушая гармоничные законы созданного мира, он сам является виновником создания крайне неблагоприятной для жизни атмосферы. Ученые всего мира говорят сегодня уже не только об экологических проблемах биосферы земли, но и об экологическом кризисе духовного мира самого человека. Развитие высоких технологий ставит во главу угла стремление к экономическим завоеваниям. Формирование аналитического мышления и освоение компьютерных знаний сегодня являются приоритетными в образовательной системе. Но «разум сам по себе бесполезен, он должен быть активирован для создания нового. И только воспитанное в человеке чувство делает из него человека. Высокие технологии не порождают высоких чувств. Ведь электроника – даже способная мыслить - чувствами не обладает»  [ 2,  с. 212].

Цивилизованное общество, ориентированное на развитие только экономического мышления, оказалось в тупике своего развития. Духовный, нравственный кризис как метастазы онкологической опухоли разрушает внутренний мир каждого человека, начиная с раннего детства. Только воспитание чувств посредством воспитания культурой способно изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию.

Латинское слово cultura, означающее «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание», происходит от слова cultas «почитание», «поклонение», «культ». С одной стороны, это указывает на религиозные корни культуры. С другой, на то, что первостепенной задачей культуры является воспитание и образование, а не развлечение. Возделывание души человека и, в первую очередь, ребенка, а не ее растление и обезображивание!

Из всех ценностей, которыми обладает человек, душа несравнимо значимее других. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а  душе своей повредит, или какой выкуп даст человек за душу свою» [ Мф. 16:26], - читаем мы в Евангелии. «Душа есть образ Божий, который начертал Сам Бог. Она – дух. Она свободна и бессмертна и должна быть чиста, светла и полна любви, как образ Божий» [5,с.134]

«Человеку от младенчества свойственно тянуться к небу» [3,с.72]. Но реалии сегодняшней жизни таковы, что культура и образование как средства возвышения человеческой души, давно перестали быть таковыми. Ребенок появляется на свет с душой, открытой высшему. Но окружающий мир погружает его  в достаточно агрессивную среду массовой культуры, способствующей формированию не духовного человека, а плотского, с «психологией скотоуподобления и звероуподобления» [4,с.100].

Не последнюю, а главенствующую роль играет в этом процессе музыкальная культура. Музыка, призванная возвышать и просветлять человеческую душу, пробуждает самые низкие человеческие инстинкты и желания и наполняет ее ощущениями пустоты и тоски. Обеспокоены этим кризисом духовности, кризисом высших устремлений не только Церковь, но и педагоги, психологи, медики.

XX век ознаменован новыми научными исследованиями в областях нейрофизиологии, нейропсихологии, музыкальной психологии, музыкальной терапии, музыкальной педагогики. Представители науки о человеческом мозге – нейрофизиологи и нейропсихологи – проводя фундаментальные исследования об особенностях восприятия, единодушно пришли к выводу, что « уши – это наши ворота в мир» [2, c. 24]. Современные исследования доказывают эффективное воздействие музыки на центральную нервную, сердечно-сосудистую, гормональную и другие системы. 

При слушании музыки восприятие информации клетками мозга  посредством возбуждения слуховых рецепторов происходит более интенсивно, чем при восприятии возбуждения других рецепторов. Для получения информации достаточно при этом в десять миллионов раз более слабое возбуждение, чем то, которое происходит, например, при тактильном раздражении. Музыка способна гораздо быстрее и сильнее действовать на наши органы чувств и эмоциональное состояние, чем любой другой возбудитель.

 Музыкотерапевты утверждают, что посредством музыки один человек может влиять на чувства другого [2, с. 25]. По мнению ученых-физиологов это происходит вследствие того, что «центр чувств» нашего мозга, лимбическая система, непосредственно взаимосвязана со слуховыми каналами через таламус или гипоталамус. При передаче сигнала в мозг о раздражении звукового рецептора, таламус, гипоталамус и лимбическая система могут рассматриваться как единое целое. Таким образом, при слушании или собственном исполнении музыкального произведения, благодаря нашему слуху, у нас могут быть вызваны совершенно определенные чувства: гнев, радость, страх, умиротворение и так далее. «Наши реакции на музыку возникают благодаря вегетативной нервной системе – части нервной системы, которая контролирует функции внутренних органов, желез, сосудов и неподконтрольна сознанию<…>Все органы чувств посылают в мозг жизненно важные сигналы, однако информация, получаемые через слуховые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению четких ощущений, а вместе с тем – и реакции на ощущения в виде эмоций и чувств» [2, c. 26]. Как показывают исследования, звуковые раздражения оказывают более сильное воздействие на эмоции, чем оптические или тактильные.

Немецкий педагог и филолог Георг Пихт в своей работе «Зачем обществу музыка?» пришел к выводу, что подлинно гуманное общество не способно существовать без музыки, потому что именно музыка, формируя жизненно важную культурную окружающую среду, создает человека.  «Человек отличается от животного тем, что у него есть специфическая среда существования, которая идеально соответствует его собственной природе» [2, c. 22].

Герман Рауе в своей статье «Зачем человеку музыка?» подтверждает идею необходимости музыки для человеческого индивидуума, для его личной истории. В музыке он видит средство, способное защитить от «расщепления» духа, души и тела, которое угрожает современному человеку в результате как внешних, так и внутренних негативных процессов [2, c. 23 ].

Музыка как средство невербальной коммуникации, обладает самым мощным психоэмоциональным воздействием  на формирование личности человека как творения культуры. «Воспитание чувств с самого раннего детства дает исключительные результаты<…> Именно этим путем можно заложить в личности основы будущего сострадания, толерантности, творчества, а также присущего человеку как виду чувства – любви. Это еще и основы миролюбия, стремления к миру благодаря успехам в собственной жизни, довольству, скромности – и отрицание бездумного эгоизма, ведущего к той самой преступности, на которую мы так часто жалуемся»  [ 2,  с. 214].  

 Воздействие музыки на психику человека далеко неоднозначно. Оно может быть положительным и отрицательным, созидающим и разрушающим, нести в себе возвышенную красоту и чистоту или же пошлость и мракобесие.

Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Иногда умеренное песнопение успешно успокаивает раздражительность, а иногда, если оно безмерно и безвременно, способствует сластолюбию» [3,с.90]. Если даже духовное молитвенное песнопение способно расслаблять, то какое тогда разрушающее воздействие оказывает на человека современная рок- и поп-музыка!

Искусственно усиленные низкие частоты, регулярно повторяющиеся басовые звуки, остинатные ритмы через спинной мозг поступают в центральную нервную систему и стимулируют мышечный тонус. Комбинация определенных возбуждающих ритмов и большой громкости звучания, низкочастотные звуковые колебания воздействуют аналогично наркотику на определенные области нашего мозга и, в частности, гипофиз (железу внутренней секреции, расположенную у основания мозга), заставляя его вырабатывать гормон, стимулирующий половой инстинкт.

Интонационный строй же церковной музыки имеет явно неземное происхождение [4,с.103]. Высокое светское искусство также является отражением, хоть и исказившимся, небесного света. Оно несет в себе те же критерии и средства выражения, что и  церковная музыка. Отсюда и одинаковость воздействия на психику человека.

Богатая и сложная музыкальная структура, разнообразный ритм, тонко дифференцированные динамические оттенки, частая смена тональностей способны изменять мир наших чувств. На эту музыку реагируют такие железы нашего мозга как таламус и гипоталамус. Железы выделяют в кровь различные гормоны (например, эндорфин), что доказывают анализы. При этом ослабляется или прекращают действие другие гормоны. Таким образом, изменяя наши чувства, можно добиться ресоциализации человека. Эта музыка скорее настраивает нас на любовь, сочувствие, гармоничность, благородство, толерантность [1, c.213].

  Говоря сегодня о музыкальном образовании, надо учитывать, что оно является не только средством активации высших функций мозга и психокоррекции личности, эмоциональных состояний и черт характера ребенка. Оно способствует сохранению культурных традиций и умножению духовного наследия.

Классическое музыкальное образование – это та начальная ступень на пути к постижению Истины, которую мы можем предложить детям,  в силу тех или иных причин растущих вне Церкви. А таких сегодня, посещающих вместо церковных богослужений дискотеки, большинство. Используя в процессе музыкального воспитания и образования шедевры высокого искусства, мы дадим возможность ребенку с раннего возраста соприкоснуться и впитать в себя интонации церковной музыки, пусть и не в первозданном виде. Музыки, которая соединяет человека с Небом. Основой для такого подхода служат слова Апостола Павла: «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» [1 Кор.15,46].

Дети, которые занимаются музыкой, лучше мотивированы, чаще испытывают состояние счастья и способны к позитивной самооценке, их меньше гнетет комплекс неполноценности. Работая с такими детьми, в свою очередь замечаешь, что они меньше подвержены приступам необъяснимой агрессии, у них все более уравновешено, гармонично и человечно. И в дальнейшем, они становятся более склонны к слушанию духовной музыки, чем к hard rock и heavy metal.   

        Исходя из всего вышесказанного, приходишь к выводу, что классическое  музыкальное образование сегодня должно перестать быть уделом избранных. Мы не можем спокойно наблюдать за растлением наших детей масс-медиа культурой и обязаны что-то этому противопоставить.

        Музыкальное образование дает нам шанс сделать его звеном в обновленнии культурной жизни общества. Красота, - по выражению Феофана Затворника, - есть сладостная гостья из иного мира, возвышающая душу до духа <…> Подлинный предмет музыки есть божественная красота, воссиявшая в красоте приемлющей ее одухотворенной души и осиявшая собой и сами дивные звуки. Красота музыкального воспитания - это искусство одуховления души [4,c.107]. « Человечество, растлевающее собственных детей, не имеет права на бытие. Мы совершаем духовное преступление, духовное убийство, когда отнимаем истинный свет от их сердец, обрекая на бессмысленную трагичную жизнь в отчаянии увеселений» [4,c.115].   

       Литература:

1.     Бернд Вайкль. О пении и прочем умении. – М.: Аграф, 2002.

2.     Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. – СПб.: Питер, 2003.

3.     Иоанн Лествичник. Лествица. – Сергиев Посад, 1908.

4.     Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенью. – Мн.: Православное братство во имя Архистратига Михаила, !999.

     5.   Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. В двух                                 томах. Том 1. –  СПб.: Сатис, 2001.

 

 

на главную

Помогите в восстановлении Преображенского храма форум