О государственности, нравственности и о реставрации монархии в России.


Современное состояние абсолютного нигилизма, охватившее нашу, некогда славную своими нравственны-ми и духовными традициями Родину, порождает ранее не существовавшие проблемы. Это и проблема вос-питания подрастающего поколения, защита на законодательном уровне молодежи от влияния деструктив-ных культов и, ставшей ныне массовой, субкультуры, это и защита взрослого поколения и пожилых людей от нечестных (а много ли честных?) политиков, профессионально использующих доверие к властям, воспи-танное эпохой социализма, это и масса других проблем. Можно сказать, что в нынешних условиях обману-ты все - "и млад и стар", никто не может по-настоящему влиять на политическую и нравственную обстанов-ку в стране. Православная Церковь совершает титаническую работу, направленную на возрождение России, но результаты все же неутешительны. Воистину, лишь Божественное вмешательство способно спасти неко-гда Святую Русь, но для этого требуется, как учит нас история, обращение народа к Богу. Пока этого неза-метно.

Государство и Церковь.


Слава Богу, Церковь у нас отделена от государства. Это приветствовалось еще членами Поместного Со-бора 1917-18 гг., и не случайно. " Административное рабство" Синодального периода настолько доказало нереальность симфонии Церкви и государства в реальных политических условиях, что независимость была воспринята как величайшее благо. Конечно, молодому поколению верующих, горящих "ревностью не по ра-зуму", сложно представить, как несбыточны их мечты о государственной религии в России. И не только не-сбыточны, но и опасны. Власть, полученная в результате насилия (а демократия победила в России отнюдь не мирным путем), приложит все усилия для того, чтобы контролировать политическую обстановку в стра-не. Разумнее ожидать новых гонений, чем строить планы о славном будущем. Впрочем, именно в гонениях XX века Русская Православная Церковь очистилась от нечистоты клерикализма и прославилась подвигом исповедничества. Именно во время гонений Святейшие Патриархи Сергий (Страгородский), Алексий (Си-манский) и Пимен (Извеков) следовали мудрой политике лояльности к властям, спасая Церковь от, казалось бы, неминуемой гибели. Ныне ситуация изменилась, но та условная свобода, которую мы имеем, лишь по-вод сосредоточить все свои силы на собственно тех задачах, которые возложены на нас Христом. Воздадим кесарю кесарево и потрудимся на ниве духовного возрождения погибающей без духовного окормления Ро-дины.


Пути нравственного возрождения.


Нравственное падение общества достигло такой степени, что без содрогания невозможно слышать и ви-деть то, что творится вокруг нас. Общение с молодежью открывает утрированную иллюстрацию к произве-дениям Достоевского. Посещение молодежной дискотеки вызывает чувство опустошения в душе на не-сколько дней. А ведь за этим поколением будущее страны!
Ужасно подумать, куда приведет нас нынешняя власть. Многое из того, что требуется сделать для спасе-ния России от нравственной и, как следствие, политической гибели по силам лишь традиционной религии. Но в том-то и беда, что не все силы направлены на этот фронт. Как досадно, что многие из священнослужи-телей пренебрегают обязанностями миссионерства. Конечно, миссионерство- это призвание, но как во время войны в ряды армии вступают не только те, кто является профессиональным военным, так и во время край-ней необходимости каждый священнослужитель все свои усилия должен положить на алтарь миссионерско-го служения. Иначе нереально рассчитывать на благоприятный исход этой страшной битвы за души людей, за нравственное здоровье нации.
Большие надежды можно возлагать на учащихся духовных учебных заведений. Воспитанные в эпоху аб-солютной апостасии и получившие необходимую "закваску", они, верится, смогут хоть как-то повлиять на нравственность своих прихожан. И в первую очередь - личным примером.
Много хороших священнослужителей встречается среди молодого поколения (до 45 лет). Знакомясь с ними, узнаешь, что большинство из них являются духовными чадами (реально, а не формально) исповедни-ков советского периода. Можно быть благодарным богоборческой власти - ее притеснения воспитали му-жественных воинов Христовых.
Молитвами мучеников и исповедников и исповедников Российских да возродится Русь!

Монархия.


Почему-то некоторыми православными монархия воспринимается как идеальная форма правления в Рос-сии. Именно эти 370 лет были одними из самых тяжелых для Церкви, именно Церковь первой признала власть Временного правительства. Так почему же монархия видится кому-то идеальной формой правлением для государства и для Церкви. Причина, видимо, в том, что последний Государь совершил величайший под-виг, не покинув свое государство, и претерпел невинные страдания от богоборческой власти. Но кто может гарантировать, что вновь поставленный император проявит подобные качества? Да и вообще, известно пра-вило, что народ всегда достоин своих правителей. Какие мы сами, такова и власть над нами. Вопрос о воз-рождении России нужно поднимать не с конца, а с начала - с нравственного возрождения. На это должны быть направлены все силы Православия. А там видно будет, чем заняться.
Лично я клятву верности Дому Романовых не давал, и каяться в ее нарушении не собираюсь. Государя Николая Александровича, страстотерпца, глубоко почитаю, но именно за твердость в следовании своим идеалам, вплоть до мученической кончины. И мне бы не хотелось, чтобы его светлая память была омрачена низкими поступками его родственников, могущих захватить власть в России. Не хватит ли нам революций и смен правителей?

Священник Андрей Ефанов.16.02.03

назад

на главную

Помогите в восстановлении Преображенского храма          форум